Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья 4. УАЗ-469 как основа легкого вездехода.

В целом применение узлов и деталей УАЗ-469 при проектировании схемы легкого вездехода ничем особенным не отличается от использования узлов и деталей автомобиля ВАЗ-2121 Нива.

http://off-roader.ru/publ/vaz_2121_niva_kak_osnova_legkogo_vezdekhoda/1-1-0-5

Но  детали УАЗ-469 выдерживают большие крутящие моменты, чем аналогичные детали ВАЗ-2121, и именно это обстоятельство позволяет разработать исключительно удачные схемные решения для колесных вездеходов с диаметром колес в районе 1700 мм.

Особенности включения тех или иных узлов автомобилей в трансмиссию вездехода рассмотрены в трех предыдущих статьях, поэтому здесь будем рассматривать только конечные схемные решения.

Большую популярность приобрели вездеходы с переломной рамой. Это обусловлено тем обстоятельством, что узел поворота в таком вездеходе только один. Отсутствие поворота колес позволяет максимально использовать пространство между колесами в пределах одного борта. Схема с переломной рамой по распределению тяговых моментов обладает практически всеми преимуществами полноповоротного варианта. Переломная рама с двумя степенями свободы обеспечивает контакт всех четырех колес с почвой вплоть до момента опрокидывания, что позволяет в целом ряде случаев отказаться от развитой подвески автомобиля и блокировок мостов и раздаточных коробок.

Рис.1

В схеме вездехода использованы основные узлы только законченного заводского изготовления, что позволяет осуществить сборку вездехода в кустарных условиях, и позволяет отнести схему к очень удачным схемам трансмиссии легкого колесного вездехода. Небольшим недостатком схемы является наличие всего 4-5 передач и небольшая недогруженность мостов и бортовых редукторов.

Считаем минимальную скорость вездехода при числе оборотов двигателя 1000 об/мин.

Число оборотов колеса на минимальной скорости 1000 об/мин / 3,636 (1 ПЧ КПП) / 4,4 (ПЧ ГП КПП) / 5,13 (ПЧ ГП моста) / 3,9 (ПЧ бортового редуктора) = 3,2 об/мин.

Диаметр колеса 1700 мм, длина окружности 1,7 м х 3,14 = 5,34 м.

За минуту колесо пройдет 5,34 м х 3,2 об/мин = 17,1 м, за час 17,1 м х 60 = 1026 м.

Минимальная скорость вездехода 1 км/час. Идеально.

Считаем тягу вездехода.

1664 Нм (выход ГП КПП) х 5,13 (ПЧ ГП моста) х 3,9 (ПЧ БР) / 0,85 м (радиус колеса) / 9,8 = 3997 кгс (килограмм-сила).

Получили очень большую тягу для вездехода полной массой 1500 кг. 

Предложенная схема может быть реализована именно в таком виде при создании бортповоротного варианта вездехода, но при условии, что вездеходостроителя интересует полностью независимый привод всех колес. В таком варианте по основным ходовым характеристикам создаваемый вездеход должен превзойти популярный вездеход Алексея Гарагашьяна ДИФ-4.

Если стоит задача максимально уменьшить вес в бортповоротном варианте, то можно убрать один мост и связать по одному борту колеса при помощи цепной передачи.

Поскольку в нашем варианте не стоит задача сделать цепной бортовой редуктор, то цепной привод можно сделать на относительно дешевых звездочках с числом зубьев 15.

Для выравнивания крутящих моментов схему придется несколько изменить.

Мост УАЗ-469 необходимо заменить на мост УАЗ Хантер, изменяются передаточные числа главной передачи коробки переключения передач и бортового редуктора.

Получилась следующая схема. 

Рис. 2

Снова получилась схема, при реализации которой используются основные узлы только заводской сборки. По основным ходовым характеристикам вездеход соответствует вездеходу ДИФ-4 при несопоставимо более простой реализации.

Минимальная скорость вездехода составит 1 км/час.

Максимальная тяга составит 3948 кгс. При полной массе вездехода 1500 кг никаких проблем с дифференциальным поворотом не ожидается. 

Попробуем максимально реализовать потенциал схемы, изображенной на рис. 1.

Для этого выровняем крутящие моменты путем добавления в сему раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66.

Получается следующая схема.

Рис. 3

Максимальные крутящие моменты всех использованных узлов практически пришли в соответствие друг другу. Количество передач увеличилось до 10. Снова все значимые узлы и агрегаты только заводского изготовления.

Минимальная скорость такого вездехода составит 0,6 км/час. Очень хорошо.

Максимальная тяга составит 6860 кгс. Исключительно высокая тяга для вездехода полной массой 1500 кг.

Фактически по такой схеме можно строить колесный вездеход с переломной рамой полной массой до 7 тонн.

Таким образом, на базе узлов автомобиля УАЗ можно создавать вездеходы с очень высокой энерговооруженностью и с использованием основных значимых узлов только заводского изготовления.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: val_001 (28.02.2016)
Просмотров: 2116 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar